Отче наш — Молитва Господня

Отче наш - Молитва Господня

В нынешних молитвословах православной церкви молитва «Отче наш» представлена в сокращенной форме, несмотря на то, что Иисус Христос подарил нам эту великую молитву. Логически мы должны беречь каждое слово Спасителя, а также запрещено нам что-либо добавлять или убавлять из Евангелия по Божьему указанию.

Текст молитвы «Отче наш» на церковнославянском

Отче наш, Иже еси на небесе́х!

Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;

и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;

и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь. (Мф.6:9-13 и Лк.11:2-4).

Трактование молитвы «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех. Однако такое личное обращение к Богу в молитве было нехарактерно для древних иудеев. Когда Христос учил своих учеников этой молитве, он показывал, что наши отношения с Богом переходят на новый уровень. Слово «наш» подчеркивает единство и соборный характер молитвы, которую христиане произносят от имени всей общины как единой семьи. Небеса символизируют духовное пространство, в котором мы общаемся с Богом.

Да святится имя Твое. В Ветхом Завете собственным именем Бога считалось имя Яхве, Которым Бог назвал себя в явлении пророку Моисею. Это имя полностью отождествлялось с Богом, поэтому, когда Иисус Христос говорит об имени Божьем, Он говорит о Боге как таковом. Выражение «да святится» нужно понимать в том смысле, что Бог должен святиться, то есть прославляться в людях, верующих в Него.

Читайте также  День Казанской иконы Божией Матери: дата, история праздника, молитва иконе

Да приидет Царствие Твое. Царство Божие — это новое духовное измерение, в которое человек, уверовавший во Христа, входит уже во время своей земной жизни. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Пришествие Царства Божия — событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих».

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Человек получил от Бога дар — свободу воли. И каждый регулярно встает перед выбором, как ему поступить. Бог ждет, что мы будем употреблять свою свободу для того, чтобы действовать в соответствии с Его волей, которая состоит в том, чтобы все люди спаслись идостигли познания истины (1 Тим 2:4). Однако люди, в силу греховных наклонностей, могут действовать вопреки воле Божией. В молитве мы и просим, чтобы Господь дал нам силы поступать по Его воле, чтобы воля Божия исполнялась на земле, как и на небе.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. С одной стороны, мы просим Господа подать нам все потребное для нашей земной жизни в том количестве, которое нам минимально необходимо. Вспомним книгу Исход: Бог питал народ в пустыне манной небесной, она выпадала каждое утро в количестве, нужном для насыщения, но ее нельзя было хранить до завтра. С другой стороны, Сам Христос называет себя хлеб живой, сшедший с небес (Ин 6:51). В этом смысле, хлеб насущный — это Тело Христово, которого причащаются верующие. Неслучайно молитва «Отче наш» поется на литургии именно перед причастием.

И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. «Долги» здесь значит «согрешения». Христос сказал: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15). Произнося эти слова, мы заявляем о своем стремлении следовать заповеди Спасителя о необходимости прощать, просим Бога помочь нам в этом стремлении и простить наши согрешения.

Читайте также  Медовый Спас: исторические корни и традиции праздника

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Искушение может пониматься двояко: как испытание, посылаемое Богом для нашего духовного укрепления и как соблазн, исходящий от диавола. В этих словах мы просим Господа, с одной стороны, не подвергать нас испытаниям, превосходящим наши силы, а с другой, помочь нам устоять перед лицом диавольских соблазнов. Под лукавым имеется в виду все тот же диавол.

Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Молитва Господня заканчивается славословием, то есть прославлением Бога. Как правило, во время домашней молитвы эти слова не произносятся и молитва завершается словами «избави нас от лукавого». В богослужебной практике Православной Церкви это славословие было расширено: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время богослужения эту фразу после чтения или пения «Отче наш» произносит только священник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *